По дороге к источнику …

Литва: море, камни и … кресты. август 2008. Часть заключительная. Все остальное (кроме камней и крестов, рассказывает Валера) …

Начну с благодарностей. Спасибо французскому автопрому — за отличную удобную машину, на которой мы за 4 дня проехали 1700 км, ни разу не испытав никаких неудобств или дискомфорта. Спасибо фирме Prestigio, чей навигатор голосом «Владимира-2» направлял и даже развлекал нас всю дорогу, позволяя не думать о дорожных картах и проблемах, связанных с ездой в незнакомых населенных пунктах. Ну и спасибо Майе — за то, что решилась и согласилась провести со мной отпуск не у теплого моря, а в дождливой Литве.
К отпуску готовились не очень долго, но все же какая-то подготовка проведена была. Идея было понятна сразу — Литва, побережье, Куршская коса, Паланга и попутные достопримечательности. Поскольку никакого жилья на самом побережье заказать было нельзя (только с сентября) — то был найден компромисс — гостиница в Тельшяе, километрах в 70 от побережья. Час езды с утра — это ведь не проблема. Так что гостиницу я заказал по телефону из дома — и утром, часов в 8, мы отправились в путь.
Дорога туда (да и обратно) прошла исключительно спокойно, никаких проблем. Редкие остановки, чтобы размять ноги и выпить кофе/какао — а так дорога, дорога, дорога … Так что Майе про дорогу и околодорожные впечатления уже практически все рассказала вот тут. Ну и основное впечатление «по дороге» (до того, как доехали до Тельшяя) тоже уже описано в части 2

Итак, продолжу рассказ по дням. Сначала описание, потом — фотографии …

День 1. Тельшяй

Слово «Тельшяй» было мне знакомо давно. Так уж сложилось, что в далеком 1976 году я целых 3 месяца провел в этом городе и его окрестностях, в основном охраняя какие-то склады и гарнизонную гауптвахту. После университета мы проходили тут наши обязательные армейские сборы. Естественно, самого города я и не помнил, но название знал. Теперь появилась возможность рассмотреть поподробнее. Это небольшой городок, на 25-30 тысяч жителей. Но — столица! Как написано — столица Жемайтии. Углубляться далее и выснять, что такое Жемайтия я уже не стал. Зато глобус этой самой Жемайтии со своей столицей — обнаружил на центральной площади города. Если честно — по городу мы особо не гуляли, с улицы, на которой расположена наша гостиница, практически не сходили. Так что знакомство получилось так себе, поверхностное.
Мы приехали часов в 15 в этот городок. Первое впечатление — он какой-то сонный (скоро, очень скоро это впечатление прошло). Довольно быстро нашли гостиницу, получили ключи от улыбающейся администраторши, которая отлично говорила по русски (позже это мы оценили, столкнувшись с ее сменщицей, которая по русски … эээ … не фонтан была) Гостиница в «тихом» центре (там все места — тихие), из окошка вид на озеро. Гостиница небольшая, на этаже 5 номеров. Картины, цветы, дизайн. В подвале — бар/ресторан, где нас кормили завтраками по нашему выбору. Практически никто из работников ни слова не говорит/не понимает по русски. Впрочем — это типично практически для всех мест. Быстренько побросали вещи, проверили работоспособность интернета и телевизора и пошли знакомиться с городом, ну и поесть тоже не мешало.
Городок невысокий — 2/3х этажные домики лепятся друг к другу. Попадаются довольно своеобразные, учитывающие рельеф местности — холмы. С улицы вроде как спускаешься в подвал, а на другой стороне здания — это уже и не подвал, а почти второй этаж. Народу на улице мало, а машин было очень много — и все с литовскими флагами и громко играющей музыкой. Мы думали — праздник, но оказалось — молодежь так отмечает очередную неудачу(!) литовских спортсменов на Олимпиаде. Центральная улица в порядке, украшенная цветочными клумбами и рекламными тумбами. Стандартный набор — банк, ресторан, ювелирный и Maxima (ага, в Литве, кажется, в каждом населенном пункте есть магазин этой фирмы. Напомню — это именно та фирма, в которой Майе в Эстонии разруливает проблемы магазинного софта. Так что этот бренд для нас — практически родной)
Ресторан выбрали центральный (не знаю, лучший ли?) Название — «Готика». Дизайн — своеобразный, правда к готике, на мой взгляд, никакого отношения не имеющий. Меню — на литовском и английском. Выбирали долго, официантка помочь не могла, поскольку она не знала не только русского, но и английского. Выбрали — для начала — салат «Готика» (действительно — а какой еще в ресторане с таким названием?!) и много пива. Потом — для Майки второе блюдо с оригинальным названием — «Готика» (хм, это становится несколько однообразно), а мне — говядину с грибами вроде как(?) Салат был чудесен (вообще, подчеркну особо — литовцы готовят очень вкусно! и порции у них … эээ … большие) Нежный салат из яблок, сыра, сухариков и очень вкусного майонеза — очень подходил к легкому местному светлому пиву. Мое второе было вполне заурядно — вкусно и много. Но Майкина Готика оказалась действительно чудовищной! На огромной тарелке гора нежнейшего куриного мяса, фаршированного цветной капустой была «завалена» тремя кучами риса и тремя кучами смеси из креветок, манго, авокадо и чего-то еще … Одной порции хватило бы на 3х человек, причем голодных. Мне после моей порции досталась половина этой «Готики» … и природная жадность (посмотрел бы я на вас в этот момент!) заставила меня это все съесть. Это была ошибка, но понял я это через пол-часика. А пока мы вполне удовлетворенные получили счет — который составил то всего 45 литов, с чаевыми — 50. По нашим ценам — смешные деньги за такой обед!
После еды положено погулять. Пошли … идти приходилось все время в горку, и тут-то я понял, что не способен двигаться. Было такое ощущение, что вся кровь «утекла» в желудок, чтобы справиться с едой, и на то, чтобы «двигать тело» — энергии не осталось ну ни капельки. Доползли до костела напротив гостиницы, пофоткали образцы «малых скульптурных форм» (у литовцев они, судя по всему, очень популярны), отметили непонятные «руки» в пешеходной дорожке и пошли отдыхать …
Больше в этот день для меня ничего не было — я уснул в гостинице мгновенно …

В дороге

Гостиница, первый взгляд

По главной улице …

Сплошная «Готика»

После «сытного обеда» …

День 2. Куршская коса

По плану — едем на Куршскую косу. Мои знания о ней — чисто теоретические. Майе когда-то давно, в «прошлой» жизни была в Клайпеде и посещала Дельфинарий и Морской музей — воспоминания довольно смутные, но все же … 100 км по утренней дороге промчались очень быстро, картинки с этой дороги Майе разместила в части 1 своих записок.
Из Клайпеды на косу идут два парома. Один — для пешеходов. Второй — для автомобилей. Естественно, мы сначала приехали к первому. Но нам повезло — рядом стояла машина с латышскими номерами и два мужика за сигаретой обсуждали, что надо ехать в другой порт и им только что объяснили дорогу. Мы сразу попросились им «на хвост» — и через несколько минут после «5 светофоров» мы стояли в очереди в кассу на паром. Очередь двигалась быстро, для покупки билета даже из машины выходить не надо, цена — 42 лита (дороговато, вспоминая стоимость обеда в ресторане!) — 40 лит авто и по 1 литу за человека. Мы подумали, что паром будет переправляться … вышли из машины в дождик, напялили заранее (грамотно!) подготовленные дождевики — а тут уже и другой берег! Оказалось — там плыть то метров 600.
С парома съехали и сразу — к рекламной схеме. Естественно — все на литовском … нда, учите языки, мальчики и девочки … Искали дельфинарий, но поляки, стоящие рядом на микроавтобусе, нашли его на схеме раньше — и сразу по машинам. Мы — за ними, за нами — какие-то россияне на 3 машинах — так что колонна собралась дружная. Ехать было недалеко. Сначала мы «купились» на стоянку около «пешеходного» парома и собрались 2 км до дельфинария топать пешком. Не, можно было проехать и на карете — за 60 литов (совсем охренели!). Но метров через 100 я увидел знак, что впереди у Дельфинария есть еще стоянка — и мы с комфортом добрались до этого культурного центра — Дельфинарий и Музей.
Сначала — Дельфинарий и обязательное стояние в очереди за билетами под неприятным дождиком. Билеты в Дельфинарий — по 12 литов каждый, в Морской музей — по 18 литов. И на всякий случай — билет за 5 литов, дающий право на фотографирование. Этим билетом никто не поинтересовался и фотографировать нигде и никто не мешал. И вот мы на хороших местах (даже очень хороших), ждем представления. Ну что сказать. Я впал в детство. Даже дважды. Сначала когда смотрел на дельфинов. Потом — на калифорнийских морских львов. Даже не знаю, что мне понравилось больше, пожалуй — львы. Голос, почти постоянно что-то говорящий/рассказывающий на литовском, совсем даже и не мешал. 45 минут пролетели очень быстро.
После этого — аквариумы и витрины в музее. Не, интересно, конечно. Фотографировать было трудно — освещение плохое. Рыбы, иногда большие и очень много — ярких цветных … Народу — тьма. Очень красивые разные раковины.
В общем — часа через 2 мы отправились в путь по единственной дороге в сторону Нида (Ниды?), это километров 50. Дорога живописная, зеленая. Из общего вида выбивается пустырь, возникший после пожаров, особенно 1995 года. 200 гектаров выжженной земли. Доехали до Нида (Ниды?) Красивые, аккуратные домики. Гуляющие, не смотря на дождливую погоду, люди. Тут у нас была цель — музей янтаря. Нашли, пошли. Билеты — 1.5 лита (ну и цены в этой Литве!, смешные) Мы были единственными посетителями в этом музее/мастерской. Мне удалось сфотографировать самые красивые экспонаты прежде чем «надзирательница» заметила и пресекла процесс фотографирования; оказалось — запрещено.
Больше смотреть нечего, едем обратно. Заезжаем в поселок со смешным (ну на мой взгляд по крайней мере) названием Первалка. Опять — красивые, ухоженные домики. Смесь различных стилей, красок. Выглядит чудесно.
Опять дорога … Кстати — ограничение скорости почти по всей дороге имеется, и на одной из площадок для отдыха стоял полицейский с радаром. Предупреждают про него встречные водилы обязательно и задолго (это вообще характерно для Литвы — предупреждают дружно, только для нас немного непривычно. Мигают один раз, а у нас на полицию обычно 2 мигания, одно — это значит у тебя фары не горят). Очередная остановка у стенда — оказывается, рядышком дюна, высокая. По проложенной дорожке — идем. Вид с вершины красивый, но некоторые все равно хотят залезть повыше. Хорошо — без травм!
И вот — последняя остановка перед паромом. Местечко под названием Юодкранте. Симпатичный (как и все в Литве) костел. Очаровательные (опять) домики. Музей/галерея флюгеров — на самом деле магазинчик, где есть несколько очень дорогих однотипных флюгеров, видимо некий местный символ. Но самое замечательное тут — это набережная. Вернее — ресторанчик на набережной в виде лодки (не путать с парусником у берега, где тоже можно поесть). Именно тут мы получили то, о чем я мечтал весь день — уху. Представьте — весь день на ветру, под дождем … И вот — уютное место, где подают горячую уху из 5 сортов рыбы, в том числе и угря! В ухе кроме кусков рыбы — крупно нарезанная картошка, плавают крупные кольца зеленого лука. Но и это еще не все! К ухе мы заказали салат (ну так называется, хотя это совсем и не салат) — на листьях салата куча тресковой печени, огурцы, помидоры и шарики картофельного пюре, обжаренные во фритюре. Печень, огурчики — холодные, картофельные шарики — горячие, вместе — потрясающее сочетание. Жирная печень после горячей ухи — аналогично, потрясающее сочетание. Короче, за 60 литов (это вместе с чаевыми) мы получили редкое наслаждение …
Несколько фоток с местными «достопримечательностями» (до сих пор мы с Майей спорим, к чему такому я прислонился), дорога, очередь и быстротечная переправа на пароме, 100 км по трассе — и мы «дома», в Тельшяе. Второй день закончился.

Клайпеда, паром на Куршскую косу

Дельфинарий

Морской музей, аквариумы, рыбки и ракушки

Дорога в Ниду, домики и музей янтаря

Первалка, опять домики

Дюна высотой около 40 метров

Юодкранте, флюгеры, домики и чудесный обед

Дорога в Тельшяй, «домой»

День 3. Мимо камней в Палангу

И на третий день у нас есть план. Мы едем на курорт — в Палангу, но по дороге делаем крюк и заезжаем поглазеть на два места, в которых собраны различные камни и то, что воспаленное сознание способно из них сотворить. Майе уже описала и показала эти впечатления — в части 3 своих заметок. Я всего лишь упомяну о городке, в окрестностях которого расположены эти два интересных места. Городок Салантай — типичный маленьгий городок с небольшими деревянными домиками и большим красивым костелом. Внутри шла служба и мы не стали мешать с фотоаппаратом, сделав всего одно фото, воспользовавшись открытыми дверями. И по одному снимку понятно, что внутреннее убранство значительно отличается и от российских православных церквей, и от эстонских лютерантских. В городке проезжаем мимо значительного мемориального комплекса в память погибших во Великой Отечественной Войне. Плиты и надгробия вроде как в порядке, но танк (а тут явно стоял танк) исчез. И только в нескольких километрах от городка, в усадьбе Орвидасов (сумасшедшего скульптора, за 40 лет жизни успевшего изготовить невообразимое количество различных скульптур и композиций из камня и дерева) танк обнаружился.
Ну да ладно, больше ни слова о камнях — нас ждет приморский курорт Паланга.
Паланга при первой встрече поразила (как и прочие курортные городки/поселки) аккуратными разноцветными и разнотипными домами. С парковкой никаких проблем (в отличии от Ниды на Куршской косе), оставили машину бесплатно почти в центре — и отправились к центральной улице, выходящей к морю. Конечно же, попытались сориентироваться на плане, но наши познания в литовском особо не изменились, так что с этим был напряг. Хорошо, навигатор из кармана периодически громко кричал, куда поворачивать, чтобы выйти в нужное место. Кстати — заметили вывеску Maxima у фонтана? практически родная вывеска, однако.
Городок полон шатающейся публики. Советский мемориал — в порядке и даже с цветами. Рядом — памятник какому-то литовскому генералу, вполне мирно уживаются. Городок вообще мирный — даже в воротах, ведущих к храму — вполне удобно расположились торговцы совсем светским товаром. Сувенирами и в первую очередь яниарем тут завалено все. Очень дешево. Майе, естественно, не удержалась и купила колечко, сережки и сувенирную ложечку (уже 27 в ее коллекции городов Европы, которые она посетила в качестве туристки).
И вот мы на этой самой центральной улице, не помню ее названия. Пешеходная улица, по которой авто и мотоциклы не ездят. Зато по ней «носятся» различные педальные средства передвижения, а полицейские следят за порядком с высоты сигвеев, популярных и среди туристов тоже. Вся улица — это сплошная последовательность совершенно разных по стилю, оформлению и виду ресторанов, кафе, домов отдыха а также аттракционов. Все сделано для того, чтобы люди, смеясь, расставались со своими деньгами. Но мы, не отвлекаясь на частности, идем к морю — вернее, к морскому мосту. Он уходит на 470 метров в море, чудесное место для прогулок.
Основная программа выполнена, туда-обратно пройдено. Хочется отдохнуть и поесть. Выбираем ресторан со столиками на улице, тут можно курить. Курить — потому что я который день ношу с собой сигару, подаренную Тарасовыми (спасибо еще раз!) — замечательное творение табачных мастеров Доминиканской республики. Так что пока мы ждем заказ — говядину с грибами и свинину с креветками — есть время полностью расслабиться, затянувшись сигарой. После этого с огромным удовольствием (как и всегда в Литве) съедаем отменно приготовленную еду (напомню — порции тут очень большие), а некоторые выпивают и отменного местного светлого пива (увы, лично я обедаю с кока-колой). Счет самый большой из всех наших ресторанных счетов — 65 литов, но туда уже автоматически добавлены 10% чаевые (это стоит учесть в Паланге!)
Практически доползаем до машины. За нами припарковались какие-то пираты. Ндааа …. бывают же длинные легковушки …
Майе не выдерживает и устраивает показ янтарных новинок прям тут, не трогаясь с места. Все чудесно и красиво!
И вот — опять наступающий вечер, и перед нами дорога со знаками со смешными надписями … Еще один день закончился …

Городок Салантай, костел, памятник, танк …

Паланга, дома, фонтан, Maxima, торговцы, янтарь

Паланга, пешеходная улица

Паланга, колеса на пешеходной улице

Паланга, рестораны на пешеходной улице

Паланга, морской мост, 470 метров в море

Паланга, заслуженный обед

Паланга, пиратский авто, примерка, домой …

День 4, как оказалось — последний. Шяуляй.

Утро. Сегодня мы покидаем гостеприимный Тельшяй. Кстати — прогуляемся по гостинице. В подвале — довольно уютный бар, где мы завтракали каждое утро. Завтрак — в стоимости номера, на завтрак мы сами могли выбирать желаемое по меню. И нам это сразу готовили. Три утра — три завтрака: омлет, блинчики с творогом, яичница с ветчиной. Обязательный кофе и стакан очень вкусного холодного сока, мы предпочитали персиковый. Стоимость номера 160 литов, за три дня — 480. Вполне терпимо. Гостиница украшена цветами и картинами, оставила о себе вполне приятное впечатление. Ну разве что проблемы с русским языком, но к этому быстро привыкаешь.
Дорога, а вернее — наш Владимир-2 ведет нас по дождливой дороге в Шяуляй. В этом городе я был дважды — в 1976 году и где-то в 1980/81. Был совершенно очарован пешеходной улицей в этом городе, одной из первых в Советском Союзе. Вот, приехали снова посмотреть и Майе показать.
Город встретил нас дождем. Это добавило отрицательных эмоций к тому, что я увидел. Увы — город произвел впечатление замершего в своем развитии и медленно разрушающегося под давлением времени. Эта улица, похоже, не ремонтировалась с тех самых советских времен. Гниющие деревянные скамейки. Расписанные стены. Пустующие бетонные телефонные будки (правда новые — вполне современны и стандартны). К тому же в понедельник в городе все закрыто, даже фонтаны выключены. Хорошо, что мелких скульптур по-прежнему много и они в хорошем состоянии. Эти скульптуры заменяют рекламу около магазинов. По их виду сразу понятно, чем рядом торгуют. Но все равно — большинство витрин довольно заурядны, «некреативны». Дома есть симпатичные, а есть … лучше не смотреть. Обратите внимание — довольно эффектно выглядит сверху общественный туалет. Внизу — советский кошмар с грязным чугунным очком (все помнят/знают, что это такое) в грязном полу. В общем — очень печально. Зашли выпить кофе с булочками в кафе. Кофе отвратный, булочки по виду красивые, но совершенно безвкусные. В общем — мы расстроились, и, даже не обедая, поехали в сторону Латвии.
По дороге решили — ну ее, эту Латвию, и взяли направление на Таллин. Дорога промчалась практически мгновенно (так показалось). Сделали одну остановку — размять ноги и перекусить гигантскими гамбургерами в Статойле (я удачно нашел в бумажнике 10 латов).
Ужинали мы уже с нашими дедушкой/бабушкой дома, в Таллине, под разглядывание фотографий, которых нащелкали более 9 сотен.

Гостиница, завтрак и прощальная экскурсия

Шяуляй, дождь, плохое впечатление (даже не буду разбивать фото по группам, и так все понятно …)