По дороге к источнику …

Очень короткий летний отпуск. Часть 1 — Центр ледникового периода. 19 августа 2021

Приближается мой день рождения. Последние много лет это не самый мой любимый день, грустный какой-то: ощущать, что остаток жизни уменьшился еще на год, лично мне не очень весело. Ну да ладно. Обычно мы старались на наши с Майей дни рождения куда-то съездить. На ее дни рождения — куда подальше, типа Барселоны, Франции, Канар или Баварии. На мой — мы арендовали на неделю домик в финской лесной глуши, на берегу озера, с лодкой и баней. И предавались там ничегонеделанию, поеданию мяса и рыбы, банным процедурам, катанию по озеру и прочее, прочее, прочее. Рассказы про все эти наши поездки можно при желании найти на этом же сайте.

Последние несколько лет все не так. Домашние проблемы, потом общемировые проблемы … Не очень-то и попутешествуешь. Зато появилась возможность путешествовать по родной стране. Я подумал, что за последние несколько лет в Эстонии открылось несколько новых и современных музеев. Вот несколько из них мы и посетим за пару отпускных дней.

Первый музей, куда мы направляемся — это Jääaja Keskus — Ice Age Centre — Центр ледникового периода. Находится музей (центр) в природном парке Вооремаа. Парк содержит множество друмлинов, в ложбинах между которыми располагаются озёра, самое крупное из которых — Саадъярв. Если кто не в курсе: друмлин — это холм эллиптической формы, сложенный мореной, ориентированный по движению ледника. Может возникнуть вопрос — что такое морена … гугл в помощь! Вот на берегу этого самого озера Саадъярв и открыли в 2012 году музей. Прошло 9 лет и мы готовы его посетить.

День начался пасмурно и дождливо. Зато не жарко ехать. Едем не по главным дорогам, через небольшие эстонские городки.

Практически обязательный атрибут любого небольшого эстонского поселения — доска объявлений. Их всегда так интересно читать. И никакой интернет их так и не смог вытеснить из повседневной жизни.

Подъезжаем к местечку Экси (примерно так произносится Äksi на эстонском). Именно тут и стоит музей. Вообще, во время этой поездки мы увидели, что люди в небольших городках / деревнях очень креативны.

Позволю себе небольшое историко-лирическое отступление, связанное (навеянное) озером Саадъярв. Между прочим, оно — единственное озеро в Эстонии, которое входит в две десятки — в десятку самых больших озер Эстонии и десятку самых глубоких. Ну, вернее, возле берега. И, как многие места в Эстонии, это озеро связано с легендой о Калевипоеге.
Помните, что в этом районе много друмлинов? Так вот, именно тут Калев (или Калевипоег, сын его) пахал пашню, и эти друмлины есть не что иное, как следы от его бороны. Он так устал, что с него обильно тек пот. И там, где собирались капли его пота, появились озера. Но это озеро в истории (по легенде) известно по другой причине. У Калева (папаши Калевипоега) было три сына. Перед смертью он завещал своей жене Линде передать им:

Старый Калев наказал им,
Заклинал детей любимых —
Не делить на части землю.
Завещал всю волость эстов
Одному из них в наследье.

Прошло какое-то время, трех братьев всячески побросало по миру в поисках Линды (которая им матушка). Но в итоге они собрались дома, обсудили свои приключения и решили выполнить волю Калева (который их папаша) — выбрать главного. В поисках места, где можно было кинуть жребий (ну, а как еще выбрать из троих братьев главного? только с помощью жребия). Вот так они тупо шли на юг, и на третий день вышли к красивому озеру. Понравилось им тут, и решили — пусть каждый подыщет себе подходящий камень и будут братья эти камни кидать через озеро. Тот, чей камень полетит дальше всех, наследует вотчину старого Калева, станет «правителем и заступником народным». — Я самый старший, — мой долг попытать счастья первым, — молвил старший брат. Старший брат кинул камень, тот со свистом полетел в небо и ухнул в озеро. Средний брат и бросил свой камень в небо, камень летел все выше и выше, а потом стал падать и рухнул на другом берегу озера, на самой границе воды и суши. Пришла очередь Калевипоега (именно он и был младшеньким с таким оригинальным именем — «Сын Калева»). Камень младшего брата не раскидал облаков и не заслонил солнца — он просвистел над широким озером и упал на сушу. В итоге в красивом изложении это выглядит так

Камень старшего из братьев
Тихо спал на дне озерном,
Под покровом волн струистых.
Камень среднего из братьев
Возле берега улегся,
Виден был наполовину:
Половина — под водою.
Камень младшего из братьев —
Знак последний состязанья, —
Он один лежал на суше,
Он покоился на травке…

Так Калевипоег унаследовал власть и стал правителем. Старшие братья сказали ему слова разные, и отправились на чужбину искать счастья. А младший остался править страной.

Будь ты счастлив, братец младший!
Будь ты счастлив, край любимый,
Где мужали мы на воле,
Как дубы вздымались к небу!

Ну хватит про народный эпос. Понравилось если — сами прочитаете все остальное.

Поскольку это озеро находится относительно недалеко от Тарту, то очень много летних солнечных дней мои родителя (а с ними и я, естественно) провели на этом озере. Основная достопримечательность озера — гигантский камень на берегу, тот самый камень среднего брата. Именно возле этого камня был пляж, где я и моя всяческая родня провели много счастливых часов. На первом фото — мои мама и бабушка. На втором я (самый взрослый), и мои двоюродные братья Гера и Алеша.

На пляж мы не заехали, время было жалко. Но на берегу остановку сделали, и камень я нашел. На первом фото его плохо видно, но увеличение показывает — там он, не утащили! Хотя, конечно, берег зарос и никаких следов пляжа я не заметил. Да и территория, наверное, там везде частная.

Ну хватит отступлений. Мы идем в музей.

Очень доброжелательные дамы на входе, в кассе и кафе. Большое, чистое помещение. Гардероб, туалет, лифт. Хорошая визуальная информация. Мне понравилось. Главное правило при посещении музея, особенно такого, где можно трогать, нажимать и смотреть — это не стесняться впасть в детство и искренне радоваться и удивляться экспонатам.

Можно близко пообщаться с различными животными.

Можно протиснуться в дом пещерного человека.

А можно полюбоваться древними дамами. На любой вкус! Ну почти на любой.

А тут показано, как выглядела Земля в различные исторические эпохи, и где на ней в это время было место, на котором расположена эта деревня.

А в нескольких таких трубах наглядно показано, как образуются различные слои осадочных пород в зависимости от того, насколько мутная вода, и из чего эта муть состоит.

Август 2021. В Центре ледникового периода. продолжительность 00:48

А это — бивень мамонта и коренной зуб мамонта.

Почти целый этаж занят хорошо сделанными чучелами (или не чучелами?) зверей и птиц, живущих или живших в Эстонии.

Это — не то что вы думаете (чтобы вы себе не думали). Это — большой палец того самого Калевипоега. Ну не сам палец, а его макет.

История метеорологии и метеоплощадка — для интересующихся этим вопросом тут тоже имеет место быть.

Есть «кинозал» — в нем попадаешь на дно первобытного моря.

Август 2021. В Центре ледникового периода. продолжительность 00:48

Ну, и очень важное — есть лифт, на котором можно с третьего этажа спуститься на первый.

Первый пункт нашей программы выполнен, музей с мелодичным названием типа «Яяаая кескус» мы посмотрели. Немного любуемся спокойным озером, обязательное селфи для отсылки в семейный чат — и едем дальше.

Нас ждет километров 40 до следующего музея — до Эстонского музея авиации. Пока есть возможность любоваться сельскими видами. Ну, мы и любуемся. Иногда даже останавливаемся для лучшего любования.

P.S. Не пропустили ссылки на видео? Если пропустили, то не страшно. Тут тоже можно посмотреть.

Август 2021. В Центре ледникового периода. продолжительность 00:48

Очень короткий летний отпуск. Часть 2 — Эстонский музей авиации. 19 августа 2021
Очень короткий летний отпуск. Часть 3 — Эстонский дорожный музей. 19 августа 2021
Очень короткий летний отпуск. Часть 4 — 346 метров и много мотоциклов. 20 августа 2021