По дороге к источнику …

Летние московские гости — Брыковы младшие. 29.06 — 11.07 2013 года. Поездка вторая — острова Хийумаа. Маяк, военная техника, можжевеловый лес, птицы и природа, камбала и баранина. 07 июля …

Второй день нашей островной жизни. Хотя нет, наверное на островной, а островитянской? День начинается действительно рано. Ради нас хозяева гостиницы даже воскресный завтрак начинают не в 8 часов утра, а в 7.30 — ведь уже в 9 утра отправляется наш паром на остров Хийумаа — второй по размерам остров Моонзундского архипелага. Вообще в этот архипелаг входит 4 крупных острова и около 500 мелких. На трех крупных мы и побываем за эти два выходных дня: Муху и Сааремаа уже проехали, а сейчас отправляемся на Хийумаа. На четвертом острове — Вормси, нам практически нечего делать, это клочок суши площадью 90 квадратных километров, и путешествовать по нему лучше пешком или на велосипеде. Живет там человек 300, так что забудем в этот раз о Виимси, едем на Хийумаа.
Мы проснулись даже раньше завтрака, погода опять идеальная, так что у нас есть и время и желание немного погулять вокруг гостиницы.

Вот такой мотоцикл (ну типа такого) я хотел иметь всю свою сознательную жизнь. В свое время я даже очень сильно решил подарить себе мотоцикл на 50-летие … но как-то не срослось … А на этом была табличка — «Продается!». Эх … Может все же соберусь и сделаю себе такой подарок, пока еще способен передвигаться?

Майечка обратила внимание на то, какие красивые цветы растут возле входа в гостиницу …

Гостиница вообще выглядит очень ухоженной, в стиле старого города, в окружении этих вечнозеленых деревьев …

Вот и Рита с Герой готовы, так что можно идти завтракать. И как хорошо, что у нас тут завтраки совсем не похожи на французские …

Да, я знаю, что машинка моя пыльная …Но я же не виноват, что на островах до сих пор не все дороги асфальтовые, встречаются и грунтовки. А в такую жару они очень пыльные.

Мы, в принципе, не очень торопились, со временем у нас было рассчитано все отлично. Запас был настолько большой, что мы позволили себе остановиться и устроить фотографирование на маковом поле. Ох уж эти красные маки! Это поле было намного больше, чем аналогичное в Литве, где мы были несколько дней назад …

Вот мы и в порту. Вернее, в том месте, которое называют тут портом. Мы рано, но все равно — только вторые. Понятное дело, по этому направлению, особенно в выходные дни, народу плавает мало. Другое дело, что за весь день — всего три парома, следующий будет в середине дня и последний — вечером. Так что опаздывать никак нельзя, другой возможности перебраться с острова на остров просто нет.

На переднем плане — административное здание порта, на заднем — бар. Больше ведь ничего и не надо?

На противоположном берегу заливчика пасутся кони. Картинка очень красивая, я пытаюсь сделать фото, используя возможности объектива моего фотоаппарата с его 20-кратным оптичестким увеличением. Вроде как получилось неплохо …

На тех же лошадок теперь «прицеливается» Гера. У него оптика — с 40-кратным увеличением!

Пришел паром, мы загрузились и по трапу (это ведь трап?) поднимаемся на пассажирскую площадку. На пароме есть открытая палуба и салон с баром (там душно и воняет дизельным выхлопом). Плыть нам полтора часа, но погода теплая, безветренная, так что мы проводим это время тут, на свежем воздухе, принимая воздушные и солнечные приморские процедуры …

Мы на берегу. Вот так островитяне дают новую жизнь старым лодкам. Красиво …

Первый объект на нашем пути — маяк. Это не просто так себе маяк, это ого-го какой маяк! Маяк Кыпу — третий по возрасту из ныне действующих маяков в мире! Его начали строить в 1505 году и открыли в 1530. Первый огонь зажгли на площадке в 1531 году. Высота — 36 метров над уровнем земли, с учетом того, что маяк стоит на горке — 102 метра над уровнем моря. Огонь этого маяка виден на расстоянии более 50 км.

Мы как-то не подумали заранее, как же забираться туда, на верхотуру? И уже купив билеты увидели эту самую тесную темную лестницу, с очень высокими ступенями, где-то в середине маяка переходящую в еще более узкую и высокую винтовую … Рита благоразумно осталась на земле, а мы втроем полезли …

Самая сложная лестница преодолена … Тут — небольшая комнатка, типа экспозиции, но больше — для отдыха для тех, кто дополз забрался сюда, почти на самый верх. Тут есть план башни, чтобы мы лучше представляли себе, куда же мы забрались.

И только выйдя на площадку вокруг фонаря, понимаешь, ради чего ты залез сюда … Прежде чем пойти по кругу и, тем более, подойти к самому краю — пару минут приходится спокойно постоять, привыкая к ощущению высоты. Где-то что-то вроде как сжимается в комок … но постепенно тело расслабляется, дыхание успокаивается, и наступает восторг!

Спускаться было не легче … Лестница такая крутая, с такими высокими ступеньками, что спускаться можно только держась за поручень, который есть с одной стороны лесенки. И когда нам навстречу полезли бестолковые подростки с еще более бестолковыми воспитателями, не пропустив нас вниз, то мы просто устроили затор. Я не смог спускаться, не держась, а они не смогли подниматься выше, поскольку винтовая лестница была закупорена Геркой … Так и стояли, пока женщина, командующая этими детишками не сообразила и не дала им команду встать с другой стороны, чтобы мы смогли сползти вниз … Но это, в итоге, было даже весело … Кстати, их воспитатель, мужик лет 40, постояв маленько на лестнице, отказался подниматься выше и спустился вместе с нами. Короче, готовясь подняться на маяк, будьте уверены в своих физических и психологических кондициях.

После такой прогулки обязательно надо восстановить потерянные силы. Для этого тут есть отличный кофе и замечательные пирожные и тортики … Ну, и для особо мучающихся,есть подсказка на доске, перевод звучит примерно так: «Всю ночь солившийся огурец (после трудной субботы …) ммм …». Наша суббота, в смысле малосольного огурца, трудной не была …

Следующий туристический объект — музей. Да, мы идем в музей. Военный музей. На месте бывшей советской пограничной заставы энтузиасты собрали много техники и прочих материалов, так или иначе связанных со столь богатым военным прошлым этого острова да и всего Моонзундского архипелага. А там, в военной истории, много чего было …

Мимо «солдатика», дежурящего на проходной, попадаем на территорию …

Автоматов, тем более заряженных, у нас с собой нет, так что разряжать нам ничего не надо, значит, эта будка нам не интересна. А вот покурить в отведенном для этого месте Герочка забежал …

Так выглядела пограничная полоса, показан кусочек в натуральную величину …

Артиллерийские остатки, вернее, останки. Это остатки 180 мм орудия от береговой батареи ВВ-316, стоявшей в Кукераба. Батарея воевала с июля 1941 по октябрь 1941 года. При отступлении пушки (их было две) были взорваны самими артиллеристами. На сегодняшний день это единственный на Балтике уцелевший ствол от такого орудия. Между прочим, такая пушка стреляла на дальность до 37 километров!

Всю технику тут, в музее, можно трогать, вертеть, крутить и т.д. Как говорят хозяева музея: «крутить можно, откручивать нельзя» …

Знакомлю Майечку с БТР. Почти такой (у нас была постарее модификация) я в свое время водил, сдавая всяческие нормативы на танкодроме близ Тяльшая (на месте водителя, слева — это я и есть). Эти БТРы так здорово носились в пыли по кочкам!

И такими БРДМ-ами приходилось рулить, веселые машинки были …

Тут можно было попробовать себя во всяких разных «джипах». Ну что могу сказать — я нынешний в «виллис» не влезаю никаким образом. Руль и мой живот образуют тесную связь … нда … не порулить.

Майечке по какой-то причине приглянулся вот этот «козлик» ГАЗ-69 (не называеть же его «козлом», раз уж Майе там сидит)

А вот такую машинку мне приходилось разок видеть «живьем» году этак в 1976, но вот так, чтобы самому посидеть, это никогда. Военный вариант «Запорожца», выпускался в свое время на Украине, на Луцком автозаводе … Прикольная машинка! Между прочим — маленькая, но с моими габаритами я вполне нормально помещался. Конструкторы — шутники, рулевая колонка и рычаги переключения передач и управление мостами расположены в промежности водителя между раздвинутых ног водителя.

А это — внутренности «Мерседеса», одного из тех списанных, которые передавали эстонской армии лет 20 назад.

А это на позиции притаилась «сорокопятка» … Все действует, только не стреляет. Зато так мягко крутятся колесики, с помощью которых ствол очень даже заметно не только поднимается вверх/вниз, но и поворачивается вправо/влево.

Общий вид, казарма и антенны …

Экспонаты хоздвора … различные бочки для горючего — немецкие и финские …

… а это сложный инструмент — для вычерпывания чего-то жидкого … может воды, а может фекалий …

Довольно много всякой «военной» мелочевки в экспозиции в помещении — то ли казарма, то ли штаб, то ли все вместе …

Все, пора прощаться с этим местом, едем дальше (и не надо мне вслед говорить, что я согнул большой палец) …

Пока мы ходили по музею, на поляне перед ним собрались байкеры. Судя по всему, у них какой-то пробег по острову или островам, и тут — один из контрольных пунктов, где все отмечаются, а заодно общаются и расслабляются.

Заворачиваем на первую же тропинку в лес — пора немного перекусить …

В лесу мы просто съели пару камбал, оставшихся со вчерашнего дня, и пару бутербродов … Супчику поесть мы заехали в ресторан в столицу острова — город Кярдла, город с 3 тысячами населения. Я был в этом ресторане несколько лет назад, и с тех пор все хочу поесть его опять … Вот, удалось …

Пока мы сидели и ждали свой суп, была возможность поглазеть на пляж, который начинается сразу за окнами ресторана. Вернее, кроме, как на пляж, смотреть было и некуда … На пляже было несколько островитянок, ну, а увеличение у моего фотоаппарата вполне приличное … так что можно полюбоваться …

После вкусного обеда … хотя — какой это обед, супчик один … после того, как мы перекусили, идем гулять вдоль берега …

Такое впечатление, что эту скамейку делали под мой рост… Но спать тут не удобно.

Едем дальше. На смотровую площадку, сделанную посреди можжевеловых зарослей на берегу мелководного залива для наблюдения за птицами. Ну, и не только за птицами, конечно, оттуда просто чудесный вид. Я был тут уже в 2004 году, вот хочу поделиться этой красотой с другими.

Замечаем еще одну площадку, на самом берегу залива. Опять по дороге между можжевельником, идем туда …

Последний пункт назначения на сегодня — ресторан. Называется «Камбала и овца» — и это название говорит все! Тут подают свежепойманную камбалу (море, где ее ловят — в паре сотен метров), и свежезабитую (можно ведь так сказать, это правда) баранину. Майе берет рыбу, мы остальные — мясо. Порции очень-очень-очень-очень вкусные, и большие. Пока ждали заказ — немного выпили вина. Я, как непьющий в этой поездке, выкурил сигариллу.

Вот так выглядела эта еда. Честное слово, я готов опять специально съездить на остров Хийумаа просто для того, чтобы поесть тут баранину снова!

По дороге к парому делаем короткую остановку — я хочу Геру сфотографировать с местным героем — Лейгером. Этот мужик — брат Суур Тылля, который жил на Сааремаа и памятник которому (вместе с его женой) есть в Курессааре. Так вот, возле этого места, где стоит памятник, в море аж на 3 километра уходит гравийная коса. Легенда говорит, что великан Лейгер переселился с Сааремаа на Хийумаа. К нему в гости выпить водочки попариться в бане и поесть капусты любил заходить брат Тылль. Чтобы родственник лишний раз не мочил ноги, Лейгер со своими сыновьями решил построить мост между островами. Строили — строили, получилась длинная насыпь, но до Сааремаа не дотянули. Так все и бросили … Я, кстати, тут тоже фотографировался

Мы в порту. Опять в первых рядах. Уставшие.

Паром показался. С нами его ждет и местная красавица …

Загрузились …Майе и Рита сразу пошли устраиваться в удобных креслах. У них есть полтора часа, чтобы поспать.

А мы с Герой не спим, гуляем, фотографируем, и пьем кофе …

Поездка первая — Литва. Гора крестов, Вильнюс, Тракай, Шяуляй. 30 июня …
Поездка первая — Литва. Вильнюс, Этнокосмология, Тракай, вкусный ужин … 1 июля …
Поездка первая — Литва. Шяуляй, велосипеды, домой … 2 июля …
Поездка первая — Литва. Литовские люди. Вильнюс и Шяуляй, пешком и на велосипеде 29 июня — 02 июля …
Поездка первая — Литва. Литовская еда. 29 июня — 02 июля …

Поездка вторая — острова Муху и Сааремаа. Страусы, коктейли, вкусное мясо. 06 июля …