По дороге к источнику …

Янтарная свадьба, то есть 34 года. Спрятались в лесу. Сигулда. День первый, 10 октября 2015

Наступил очередной день очередного семейного события. Ведь вряд ли кто-то поспорит с тем, что 34 года совместной жизни — это событие. Ну разве что те, кто прожил в браке уже 35 лет и дольше. Традиционно наш праздник мы стараемся отметить не дома. Традиционно пытаемся найти компанию для такой поездки. В этом году были некие затруднения с поиском места. Наша любимая гостиница в Юрмале (гарантированы бани, бассейны, море и латвийское пиво в чудесных рижских барах) закрылась на реновацию до следующего лета, во всякие стокгольмы и хельсинки уже не хочется, далеко куда-то ехать/лететь — тоже. И вспомнилась нам тут Сигулда с ее замком и рекой Гауей, пещерой и вкусной кухней (вкусная кухня — это обычное дело для Латвии). В Сигулде мы были проездом в июле 2005, за 10 лет как раз все плохое успело позабыться многое из того путешествия, но вот общее приятное впечатление помнится до сих пор.
Короче, после того, как booking.com на мой запрос о коттедже с баней выдал свободный уединенный охотничий домик в лесу в заповедной долине реки Гауи за совсем небольшие деньги, мы сразу предложили разделить с нами финансовые траты поехать с нами многократно проверенным спутникам — Вадиму и Свете.
Домик заказан. Даты отъезда-приезда назначены. Маршрут поездки составлен, Толику (нашему навигатору) заданы все промежуточные точки.

В субботу часов в восемь утра (по моим меркам совсем поздно для начала автопутешествия) мы отправляемся.

Первая остановка — в Валга, на «Статойле». По двум причинам. Первая — это бензин, не хочу заправляться в Латвии, надеюсь обойтись нашими заправками. Вторая — в «Статойле» отличный кофе и вкуснейшие хот-доги и гамбургеры. Может это некий эффект путешествия и эмоционального подьема и рекламы, но нам нравится. Заправляемся во всех смыслах — и авто, и мы сами.

Первая остановка — на латвийской территории, совсем недалеко от границы. Тут, километрах в 15 от Валки (не путать с эстонской Валгой) стоят развалины старинного орденского замка Эргеме. Территория эта вроде как была заселена эстами, но относится она все же к Латвии, а не к Эстонии. Замок построен в 14 веке, по крайней мере, в первой половине 15 века об этом замке уже пишут в летописях. Ливонским орденом эти земли считались дикими, поэтому замок тут был необходим (на самом деле с 13 века Ливонский орден вошел в состав Тевтонского ордена и стал просто Ливонским отделением, поэтому часто используются разные наименования ордена при описании одних и тех же событий).

Возле этого замка (не в самом замке, но недалеко) в 16 веке произошло событие, напрямую связанное с концом Тевтонского ордена в Ливонии, то есть того самого Ливонского ордена. Позволю себе поподробнее коснуться этой темы.
Итак, 16 век, идет Ливонская война (в ней воевали Ливонская конфедерация, Россия, Литва, Швеция, Дания). В 1560 году Иван IV, который Иван Васильевич, он же Иван Грозный он же артист Юрий Яковлев отправил в Дорпат (он же Тарту) кучу народа — 60 тысяч человек войска с почти сотней различных пушек. В рамках этого похода главным воеводам был дан приказ взять самую мощную крепость Тевтонского ордена в здешней Ливонии — крепость Феллин (ни что иное, как нынешний городок Вильянди). На выполнение это задачи отправились 12 000 всадников, они спешили отрезать путь из Феллина к морю (кстати, гляньте карту — где он тот Вильянди и где оно то море! какая дорога к морю?) Так вот этот самый авангард из 12 тысяч всадников в самом начале августа утомился и расположился отдохнуть на опушке леса недалеко от замка Эргеме (тогда он назывался Эрмес). Видимо на сам замок им было глубоко плевать.
В это же время примерно в 30 километрах отсюда в замке Триката собирались войска Ливонской конфедерации. Ну и тут был самый главный ливонец, ландмаршал Тевтонского ордена как-то его там звали. Сначала менее 30 рыцарей фуражиров столкнулись с русским караулом из 500 человек. Столкнулись, пострелялись, убили одного русского. Короче, 12 рыцарей остались, а остальные поскакали за подмогой. Естественно, 12, пусть даже и рыцарей, не удержались против 500 (ну пусть 499) воинов и решили тоже поскакать за подмогой. Пока они скакали, им навстречу ехали 300 рыцарей, чтобы, видимо, растоптать русских … Доскакали. Но русские, вместо того, чтобы дать себя растоптать, просто отступили к основным силам, которых, напомню, было 12 тысяч. Короче, из 300 рыцарей 261 убитый, сам ландмаршал фон какой-то взят в плен, ну а остаток ливонской армии из замка Триката просто разбежались.

Вот такая бурная история у этих мест и у этих камней. А сейчас только законсервированные стены крепости напоминают о рыцарях …

Ничего особо впечатляющего. Но, надо признать, замком занимаются. Внутри почти порядок. Судя по всему, замок собираются просто законсервировать (чтобы не разрушался далее, и это правильно).

Порадовали нас пасущиеся рядышком кони. Они и так-то поглядывали на нас с интересом, а уж после того, как им было продемонстрировано яблоко — прибежали знакомиться.

Развалинами и лошадьми любовались недолго. Следующая точка остановки — ад. Ну как ад, не совсем ад, всего лишь адок. Но зато — большой! Место именно так и называется — Большой адок. Лиела Эллите, пещера возле городка Лиепа. Возраст определяется как 7000 лет, это последняя такая песчаная конструкция в Латвии, где есть пещера с вытекающим ручейком (естественно, с целебной водой) и рядом красивые впадины, ниши и арки. На самом деле я не очень понимаю, как все это устояло столько лет, будучи сотворенным из песка.
Ну и куда же без легенды: «Предание о пещере гласит, что в Большой преисподне прятался чёрт, и никакие молитвы священников не могли его прогнать – он пугал людей и безобразничал. Наконец, пришёл священник, у которого не было ни единого греха, и чёрт бросился бежать через Гаую в Сеутиньиезис. Гауя перегородила ему дорогу, поэтому он собрал в шапку камни размером с репу и бросил их вглубь реки. Началась сильная гроза, и Перконс (балтийский бог грозы, дождя, гор и вообще любых возвышенностей, дубов и неба) пнул черта».

Удобная большая парковка, отличный бесплатный просторный чистый туалет — и при этом никого нет из туристов. Зато местная кошка дежурит и выпрашивает еду.

По светлому парку (лесу?) спускаемся с холма к пещерке. Это и есть путь в преисподнюю?

Песчаные склоны все исписаны. Иногда кажется, что человечество придумало письменность именно для того, чтобы писать свои имена на всяческих исторических, культурных и прочих значимых объектах.

На самом деле этот самый Большой адок — всего-то дыра в песчаном холме глубиной метров 20. На дне — лужа текущий ручей, наступить так, чтобы не намочить ног — нет возможности.

По-прежнему все стенки исписаны.

Не понимаю, как уцелели эти песчаные арки за несколько тысяч лет, но гулять тут интересно. Необычно, скажем так.

Вот и свет в конце тоннеля …

Вылезаю из преисподней, из адка, зато Большого. Нам опять в дорогу, теперь едем в Цесис.

Город Цесис. Эстонское название Вынну. Для Эстонии этот город связан с государственным праздником — с Днем победы. Ну да, у каждой страны наверняка есть свой День победы. Придется вспомнить события Освободительной войны (с ноября 1918 года по январь 1920), когда войска самопровозглашенной Эстонской республики воевали против Красной армии на востоке и Прибалтийским ландсвером на западе (вернее, конечно же — на юге). Вот одна битва на этом, южном фронте, и вошла в нашу историю «днем победы». С 19 по 23 июня 1919 года именно тут, под Цесисом, столкнулись Эстонские вооруженные силы (в них были и латышские полки) и войска прогерманского латвийского правительства (латышские полки + Прибалтийский Ландсвер). После победы эстонских войск германские войска покинули Латвию, Эстония смогла укрепить свою границу с Латвией и вообще окрепла как национальное государство. Чтобы охарактеризовать битву, приведу несколько чисел: за «эстонскую» сторону воевало 8000 человек, за «германскую» — 6000, с «эстонской» стороны погибло и пропало 450 человек, с «германской» — погибло 274 человека. Тем не менее, это День победы что тут скажешь, какая страна такая и победа.

Весь город нам не интересен, только часть с замком, вернее — с замками. Паркуемся совсем недалеко, проходим по площади — и мы на месте.

Красиво украшают улицы овощи. Прям как в Париже, только поменьше. Ну так и городок поменьше. Ну и, понятное дело, наши любимые женщины украшаю собой овощи, которые украшают собой город …

В свете сегодняшней трактовки нашей совместной истории — очень говорящее название.

Фонтан по какому-то своему алгоритму то прекращал выпускать струи, то опять начинал. Видно было, как ребята хотели окунуться в детство и побегать по фонтану, пока он не брызгает.

Церковь. Построена в 13 веке. Между прочим — крупнейшая средневековая в Латвии, если не считать рижские церкви. Когда-то даже была главной у Ливонского ордена. Тут похоронены несколько магистров Ливонского ордена.
Церковь выглядит бедненько. Но орган есть, куда же без органа.

Самое интересное, и в этом случае просматривается «эстонский след». Дело в том, что картина в центре алтаря — кисти эстонского живописца Иоганна Келера. Картина написана в середине 19 века, размеры порядка 4.5 метра на 2 метра. В начале 20 века эта картина считалась самой дорогой алтарной картиной в Прибалтийских губерниях Российской Империи.

Понятное дело — где церковь, там ищи монаха. Одного нашли.

Это башня Нового замка. Но нам пока дальше.

Это такой туалет. Но нам и сейчас пока дальше.

А вот это уже стена Старого замка. Венденского замка. Это — самый крупный и наиболее сохранившийся замок Ливонского ордена. Город Цесис возник вокруг этого замка. Заложили этот замок еще меченосцы в самом начале 13 века. Позже он стал замком магистра Ливонского ордена, отсюда управлялись земли от Мемеля (сейчас более известно имя города Клайпеда) до Нарвы. Иван Грозный в 16 веке изрядно порушил замок. Ну, а Северная война (1700 — 1721 год, Швеция против многих, Швеция проиграла) практически дорушила замок. В начале 18 века сгорело то, что осталось. В конце 18 века все же начали потихоньку восстанавливать замок, а заодно пристроили Новый замок. В 20 веке реставрационные работы продолжались многократно, и замок восстановили значительно.

В этом замке есть «фишка» для туристов. В донжоне замка нет освещения. По узкой лестнице надо подниматься на самый верх в абсолютной темноте, подсвечивая себе дорогу фонариком, но не электрическим, а с одной свечой. Так и гуляли по замку, с фонариками в руках.

Вот это мы начинаем подниматься по темным лестницам. Естественно, в момент фотографирования вспыхивала вспышка, поэтому тут так светло. На самом деле — абсолютная темнота.

Виды из окна.

Вот мы под крышей. Тут чуть посветлее, все же много окошек по всему периметру.

Вид с верху башни на парк с прудом.

Вид на крышу, с разными настройками, поэтому такие разные фото. Темный, пожалуй, ближе к истине.

А это мы уже в Новом замке. Что-то типа маленького этнографического музея мы проходим довольно быстро, на пару этажей поднимаемся на лифте (да! тут есть лифт).

Несколько пролетов по красивой лестнице, мимо книжных полок, заставленных солидными книгами.

Вершина башенки плоская, с хорошим обзором и даже со скамеечкой. И с флагом. Но вот только виды не очень, так себе виды, честно говоря.

Ну все, пора прощаться с Цесисом, нас ждет Сигулда с ее охотничьим домиком. Опять круговая лестница, книжные полки, лифт …

… и через час нам открывают ворота на участок.

Про этот домик на booking.com написано: «Дом для отпуска Mednieku Namiņš находится на территории национального парка Гауя и занимает бывший охотничий дом барона с чайным салоном баронессы. Гости могут посетить сауну или расслабиться на террасе с живописным видом на лес и долину реки Гауи. Также к услугам гостей бесплатный Wi-Fi и частная парковка рядом с домом.»

У нас на сегодня нет больше «культурных» планов только бескультурные.  Мы никуда больше не собираемся ехать, ничего не хотим смотреть. У нас есть мясо, есть курица, есть виски, есть мангал, и тут на месте есть «барбекюшница». Короче, мы хотим поесть и выпить, тем самым отметив нашу очередную годовщину совместной семейной жизни.

Небольшая экскурсия по дому. Это — основное помещение на первом этаже, гостиная с диванами, большим деревянным столом и телевизором.

Тут же — маленькая кухня, на которой есть все, что нужно для жизни. Пока я фотографирую, Света с Вадимом готовят легкий закусон типа сыр/ветчина/помидоры, чтобы было чем заняться во время готовки основных мясных продуктов.

Рядом с кухней — банька (электрическая) и душ.

На стене — фотогалерея, с историческими фотографиями прошлых охотничьих успехов, связанных с этим самым домиком.

Довольно крутая лестница ведет на второй этаж, где мы находим две спальни и еще один душ/туалет.

Наконец, нас зовут за стол. Глаз радуют выставленные напитки. Там уже приготовлены легкие закуски.

Мужчины Мы с Вадимом пробуем вискарик, ну а наши женщины Майе и Света открыли бутылочку испанского красного.

Небольшая фотосессия с вином и найденным тут же в избушке охотничьим рожком. Должен признаться, что рожок оказался какой-то неправильный, ни одного звука из него издать не удалось (хотя все дули..).

Пока велись неспешные разговоры под виски — вино — сыр — и прочее, нагрелась сауна. Некоторые особо активные особы сразу же разделись и занялись подсчетом капель, падающих с носа, в ожидании седьмой капли и побежали париться.

Я же мужественно принес себя в добровольную жертву и отправился в абсолютную темноту готовить мясопродукты и птицу — шашлык на мангале и курицу в барбекюшнице. Первое фото наглядно демонстрирует, в каких условиях это происходило — в абсолютной темноте, поскольку в этом домике отсутствует внешнее освещение (ну или мы его не нашли). Чтобы видеть мясо, я подсвечивал его фонариком (одна из вещей, которые всегда есть у меня в машине — это классный компактный фонарик). На втором фото вспышка все же подсветила всю площадку. Я уже не упоминаю о том, что вокруг меня темный страшный чужой лес

Шашлык из свинины, выдержанной в кефире удался. Отлично получилась и курица, разрезанная на две половинки и запеченная на гриле под крышкой.

Майе и Света в этот раз захотели белого вина ну у нас же с собой все было, а мы продолжили уничтожать виски. Короче — вечер удался.

И для того, чтобы первый день нашей поездки в Латвию закончился на оптимистической ноте, мы приготовили вот такой маленький тортик, который, как оказалось, замечательно режется на четыре части

Янтарная свадьба, то есть 34 года. Спрятались в лесу. Сигулда. День первый, 10 октября 2015
Янтарная свадьба, то есть 34 года. Воздушный трамвай, пещера и замок. День второй, 11 октября 2015
Янтарная свадьба, то есть 34 года. Много серебра. День третий, 12 октября 2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *