По дороге к источнику …

27.06.22 Гуны Саттва, Раджас и пять элементов

 

[6]   Три гуны или три качества Природы, которыми пронизан весь Космос, это — Саттва, Раджас и Тамас.

 

1. Рассмотрим природу творения, обусловленную качествами саттвического начала (Саттва гуна).

Внутренний мир человека или его тонкая структура (Антахкарана: Ум (Манас), Память (Читта), Духовный Разум (Будхи) и Сознание собственного «я» (Ахамкара)) полностью представляет из себя саттвическое состояние пяти элементов. (О.И. вода, огонь,земля, воздух, пространство).

Пространство (Акаша) — первый из пяти элементов. Пространство дало начало качеству Природы, которое называют Абсолютной Сатвой.

Этим была обусловлена человеческая форма развития. Результатом саттвического аспекта Пространства было возникновение Слуха (и его органа уха).

Второй элемент — это воздух. Осязание (его орган кожа) — результат саттвического аспекта Воздуха.

Зрение произошло от саттвического начала третьего элемента, Огня (его орган глаз).

Сатвическое начало четвертого элемента, Воды, привело к возникновению Вкуса (его орган язык).

Обоняние (его орган нос) — это чувство восприятия, которое произошло от саттвического начала пятого элемента. Земли.

Таким образом, саттвическое начало пяти элементов явилось причиной возникновения пяти видов чувственного восприятия: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. Поскольку каждый из пяти видов чувств возник из отдельного элемента, он выполняет только свою определенную функцию, без дублирования функций других видов восприятия. О.И. однако, если потеряно зрение, оно компенсируется ощущениями рук, слухом..

[7]   Пространство (эфир) — Акаша, связано со звуком и соответствующий ему орган восприятия — ухо. Ухо может только слышать и не может исполнять других функций.

Точно также кожа может испытать только прикосновение, связанное с элементом Воздуха.

Глаза — орган, связанный с элементом Огня, способны только видеть и не способны ни к чему другому.

Язык, представитель элемента Воды, способен ощущать только вкус.

Нос, происхождение которого связано с элементом Земли, может ощущать запах, но не вкус.

Таким образом в назначении каждого органа чувственного восприятия отражено свойство, присущее тому элементу, из которого он возник.

[8]   В то время как каждый из органов восприятия, внешних инструментов познания человека, функционально ограничен своей специфической ролью, внутреннее орудие познанияО.И. душа — сочетает в себе функции всех пяти чувств, так как является продуктом всех пяти элементов в совокупности. Оно накапливает опыт всех пяти органов восприятия.

Возникает вопрос, как действуют пять органов восприятия, внутренне или внешне?

Ответ будет следующий: сфера их деятельности двойственна и связана как с внешним, так и с внутренним миром.

При наличии уха, но при отсутствии слуха, ухо не в состоянии слышать. При наличии слуха, но при отсутствии уха, от него нет никакого толка. Только при условии взаимодействия внешних органов восприятия и соответствующих им невидимых внутренних центров чувственного восприятия, которые находятся в мозгу человека, человеческая личность способна чувствовать.

[9]   Через опыт в Антахкаране (внутреннем орудии познания), проявляется совместное действие всех пяти элементов в их саттвическом состоянии.

 

2. Комбинация пяти элементов в состоянии Раджаса является основой проявлений жизненной силы человека или Праны.

Проявление качеств Раджаса отдельно по всем пяти элементам следующее:

Пространству в состоянии Раджаса соответствует голос и слово,

Воздух в состоянии Раджаса проявлен в руках, выполняющих работу;

Огонь в состоянии Раджаса соответствует передвижению, которое осуществляется при помощи ног;

Четвертый и пятый элементы в состоянии Раджаса — Вода и Земля — выражаются в двух функциях отправлений человеческого организма и соответствующих им экскреторных органах.

 

(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок X,  Три силы мироздания [6] —  [9] )

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.