Прорыв к новым измерениям сознания.
Современная глубинная психология и исследование сознания во многом обязаны швейцарскому психиатру К.-Г. Юнгу, показавшему узость и ограниченность фрейдовской модели человеческой психики и необходимость смотреть намного дальше личной биографии и индивидуального бессознательного. Одним из самых известных нововведений Юнга явилась концепция “коллективного бессознательного”, который, находясь в глубинах нашей психики, доступен для каждого из нас. Юнг определил изначальные организующие принципы, действующие как в “коллективном бессознательном”, так и во Вселенной вообще. Он назвал их “архетипами“ и описал их воздействие как на индивидов, так и на человеческое общество в целом.
Станислав Гроф за более чем тридцатилетний период изучения человеческого сознания разработал картографию человеческой психики, представляющую собой прямую связь между индивидуальной психикой, юнговским бессознательным и Вселенной в целом.
В ней он изобразил пути прохождения через различные типы и уровни переживаний, доступных при определенных состояниях сознания и являющихся нормальным выражением психики. Помимо традиционных биографических уровней, содержащих материал, относящийся к нашему младенчеству, к детству и более поздней жизни, эта карта внутреннего пространства включает в себя две дополнительные важные сферы:
1.перинатальный уровень психики — переживания, ассоциируемые с травмой биологического рождения, и
2.трансперсональный уровень, выходящий далеко за пределы обычных ограничений человеческого тела и эго, а также за пределы физических ограничений нашей повседневной жизни..
Перинатальные явления ( от слова peri- и natalis- “связанные с деторождением”) Гроф разделил на 4 т.н. базовые перинатальные матрицы, каждая из которых связана с одним из 4-х периодов биологического рождения. Первая – “полнота бытия и амниотическая вселенная”- имеет отношение к переживанию нахождения в чреве матери до начала родов. Вторая – “космическая поглощенность и отсутствие выхода” или “изгнание из рая” относится к переживанию, когда схватки уже начались, но шейка матки еще не раскрылась. Третья – “борьба смерти и возрождения” – переживание прохождения по родовому каналу. Четвертая — “смерть и возрождение” – переживание момента, когда мы действительно покидаем тело матери.
При составлении карты трансперсональной сферы Гроф рассмотрел 3 эмпирические области: 1. расширение и протяженность сознания внутри обыденного понятия о времени и пространстве (отождествление себя с элементами природы); 2. расширение или протяженность сознания за пределы обыденного представления о пространстве и времени (телепатия, ясновидение и т.п.); 3. психоидные переживания (привидения, НЛО, психокинез, полтергейст).
Для вызова необычных состояний сознания и обретения возможности доступа к подсознанию и сверхсознанию Гроф использовал т.н. холотропную терапию, соединяющую в себе дыхание, вызывающую воспоминания музыку и другие формы звука, работу с телом и художественное выражение. Наблюдая пациентов, находящихся в необычных состояниях, Гроф обнаружил, что источниками неврозов и многих психомоторных расстройств часто являются не только те травмирующие события, которые пациенту пришлось пережить в младенчестве или детстве. Когда процесс продолжается и переживания углубляются, то те же самые болезненные симптомы оказываются также связаны с особыми аспектами родовой травмы, а дополнительные корни той же самой проблемы уходят еще дальше – в трансперсональные источники, например, в переживания прошлой жизни, в нерешенные архетипические темы или отождествление человека с особым животным.
Так, человек, страдающий психогенной астмой, мог прежде всего пережить в детстве событие, связанное с удушьем ( возможно, он тонул или болел коклюшем или дифтерией). Более глубоким источником проблемы может быть ситуация, близкая к удушению, когда он проходил родовой канал. На трансперсональном уровне астматические симптомы могут быть связаны с переживаниями удушения или повешения в прошлой жизни или отождествления себя с животным-жертвой, задушенной удавом.
По утверждению Грофа, для полного избавления от этой формы астмы важно встретиться лицом к лицу с различными переживаниями, связанными с этой проблемой, и интегрировать их. В результате разворачивания непредсказуемого массива переживаний при сеансах холотропной терапии, которые могут быть биографическими, перинатальными, трансперсональными или всеми тремя одновременно, симптомы болезни проясняются и происходит преображение человека. Травма рождения, составляющая важный аспект бессознательного, включает в себя переживание борьбы жизни и смерти и является мучительным и потенциально угрожающим жизни событием, которое, как правило, длится много часов. Т.о., она определенно является более вероятным источником крайних эмоций и ощущений, чем большинство других событий детства. К тому же, мифологические измерения многих психотических переживаний представляют обычную и естественную характеристику трансперсональной сферы психики, согласно предложенной Юнгом концепции о коллективном бессознательном. Более того, всплытие таких глубоких элементов из бессознательного может рассматриваться как попытка психики избавиться от травмирующих отпечатков и облегчить свою деятельность.
Когда мы начинаем испытывать симптомы расстройства, которое по своей природе скорее является не органическим, а эмоциональным, важно осознавать, что это не начало “болезни”, а всплытие в нашем сознании материала, который был ранее захоронен в нашей бессознательной части. Когда этот процесс завершен, симптомы, связанные с бессознательным материалом, навсегда разрешаются и исчезают. Т.о., появление симптомов – не начало болезни, а начало ее разрешения. Аналогично, усиление симптомов должно восприниматься не как критерий серьезности заболевания, а скорее как показатель скорости процесса исцеления. Но все же врачи по традиции стараются подавить симптомы, помешать им полностью выйти на поверхность, чем способствуют продолжению протекания душевной болезни.
Наблюдения за пациентами привели Грофа к заключению, что в настоящее время многие состояния, диагностируемые как душевные болезни, которые лечат в установленном порядке при помощи средств подавления, на самом деле являются психодуховными кризисами. Если их должным образом понять и поддержать, то они могут привести человека к исцелению и преображению. На протяжении многих веков эпизоды такого рода описывались в мистической литературе как важные аспекты духовного путешествия. Они во все века происходили в жизни шаманов, основателей великих религий, святых, пророков, отшельников, а также посвященных в священные мистерии.