[10] Согласно одной из важных ведических мантр, бессмертие души может быть достигнуто только отречением (Тьяга), а не простым совершением хороших поступков, произведением на свет потомства, увеличением благосостояния и т.д. и т.п.
Но что означает это отречение на самом деле? Это вовсе не значит, что нужно отказаться от семьи и детей, от дома и от всей своей собственности и благосостояния.
От чего же следует отречься? В чем заключается рабство, от которого необходимо избавиться человеку?
Оно — в иллюзии отождествления себя с телом. Человек должен избавиться от ложной идеи, что он является телом и проникнуться идеей, что он — Атма.
Только тогда вы обретете Освобождение. Отречение от осознания себя как тела освободит вас от уныния физического рабства, а сила устремленности к Богу принесет вам блаженство и восторг Освобождения и единения с Ним.
[11] Как можно освободиться от иллюзии осознания себя как тела?
Конечно же, не отказом от питья и еды и доведением бедного тела до скелетообразного состояния и заигрыванием со смертью, а настойчивым утверждением, подкрепленным твердой верой: «Я — не тело. Мое тело, чувства, рассудок и духовный разум — это только мои орудия (Упадхи — это средства выражения Высшего Я или Атмы.)
Вы должны избавиться от идеи отождествления себя с телом, подобно тому, как вы сбросили бы с себя грязную одежду.
[12] В дискуссии о свободе говорилось, что человек свободен принимать пищу, когда он голоден, и пить воду, когда его мучает жажда.
Но разве это можно назвать свободой? Он вынужден есть и пить, чтобы утолить голод и жажду. В этом случае человек следует естественным потребностям своей природы, и свобода здесь ни при чем.
Свобода связана с чистым блаженством Высшего Бытия, не имеющего пределов, и она равнозначна ему.
Как можно достигнуть такого блаженства, беспредельного и чистого? Можно ли получить его от телесных или умственных удовольствий? Конечно нет.
То блаженство, которое вы получаете на физическом и ментальном плане, мимолетно и недолговечно. Смысл человеческого рождения не в этих мелких и обыденных радостях.
Вы сами пожелали воплотиться в человеческом теле, но замысел этого заключался в вашем стремлении прийти к познанию истинного и беспредельного Блаженства.
[13] В мире все происходит согласно Божественной Воле, и человек не в состоянии достигнуть чего-либо исключительно усилиями своей личной воли. В одном случае человеку не удается достичь цели, несмотря на все его старания и усердия, а в другом — удача сама находит его, даже если он и вовсе не искал её.
Причина этого — в человеческом Эго, в осознании себя как обособленного субъекта деятельности или «деятеля», а также в стремлении к награде и заинтересованности в получении плодов труда.
Вы — само воплощение Блаженства и Радости. Счастье — это ваше естественное состояние. И это настоящая трагедия, что вы не способны ни понять этого, ни испытать этого счастья.
Ваше изначальное состояние счастья и радости окутано тяжелым туманом симпатий и антипатий, эгоистических представлений «лично я…» и «лично моё…», сомнений и колебаний, удовольствия и недовольства.
Ваши пристрастия и неприятия — это тяжелый покров, который скрывает свет радости Духа, пребывающего в вас. Только когда вы избавитесь от чувства привязанности и неприязни, вам откроется ваша истинная природа.
Как это странно и глупо, что вы, являясь воплощением самого Блаженства, ищете его повсюду. Оно — в вас самих, а вы проводите жизнь в погоне за мелкими удовольствиями и пустыми наслаждениями материального мира. В чем причина такой сумасшедшей гонки? — Неведение и незнание того, что источник счастья — вы сами.
(Летние дни в Бриндаване 1990. Урок XIV, Беспредельный восторг духа [10] — [13] )