По дороге к источнику …

15.05.2024. Демоническая природа (окончание)

Божественные и демонические натуры (Бхагават-Гита, Гл.16, 23-24)

Тот, кто, пренебрегая указаниями священных писаний, действует по собственному усмотрению, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели жизни.

Наставления шастр регламентируют жизнь каждой касты и духовного уклада общества, и следовать им должен каждый. Тот, кто не пренебрегает ими и действует по собственному усмотрению, движимый вожделением, жадностью и желанием, никогда не достигнет совершенства жизни.

Иными словами, тот, кто знает об этих предписаниях чисто теоретически, но не следует им на деле, является самым низким из людей.

Получив человеческую форму жизни, живое существо должно действовать разумно и следовать предписаниям шастр, которые призваны помочь ему достичь высшей ступени совершенства; в противном случае оно деградирует в низшие формы жизни.

Если же, следуя правилам и предписаниям, человек не приходит к осознанию Верховного Господа, то все его знание обесценивается. Даже если он признает существование Бога, но не занимается преданным служением, он лишь напрасно тратит силы.

Поэтому мы должны постепенно развить в себе сознание Кришны и подняться на уровень преданного служения; только так и не иначе мы сможем достичь высшей ступени совершенства.

Особого внимания заслуживает употребленное в данном стихе слово кама-каратах. Человек, который сознательно нарушает правила и предписания, действует, побуждаемый вожделением. Зная о запретах, он тем не менее нарушает их.

Вот что значит действовать по собственному усмотрению. Человек не делает того, что нужно сделать и при этом тоже действует из прихоти.

Верховный Господь неминуемо подвергнет таких людей наказанию. Они лишены возможности достичь цели человеческой жизни — совершенства. Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы очистить сознание, однако тот, кто не следует правилам и предписаниям шастр, не сможет очиститься от материальной скверны и обрести истинное счастье.

Поэтому, следуя указаниям шастр, человек должен понять, в чем состоит его долг, что ему надлежит делать, а что нет. Изучив правила и предписания, он должен действовать так, чтобы с течением времени достичь совершенства.

Если, изучая «Бхагавад-гиту», мы осознаем Кришну и, занимаясь преданным служением, разовьем в себе сознание Кришны, то обретем самое совершенное знание, которое изложено в Ведах. Господь Чайтанья Махапрабху значительно облегчил для нас метод духовного самоосознания.

  1. Он призывал людей просто повторять Маха-мантру (О.И.:воспевать имя Господа):

«Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе

/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе»;

  1. заниматься преданным служением Господу (О.И.: все, что приходит в течение дня, посвящать Ему, делать для Него)
  2. вкушать остатки пищи, которая была предложена Ему (О.И.: предложить еду Бабе и дождаться, когда Баба благословит ее, ~10-15 сек, когда пойдет поток энергии)

Считается, что тот, кто занимается непосредственно всеми этими видами преданного служения, уже изучил все ведические писания и в глубоко усвоил их цель.

Безусловно, обыкновенный человек, который не обладает сознанием Кришны и не занимается преданным служением, должен следовать указаниям, предписаниям Вед, которые укажут ему, что следует и чего не следует делать. Выполнять их следует беспрекословно.

Вот что значит следовать указаниям шастр, или священных писаний.

Неприятие принципов, ведущих к постижению Верховной Личности Бога, является причиной деградации человеческого общества. Это величайший грех, который могут совершить люди.

Поэтому майя, материальная энергия, постоянно причиняет им тройственные страдания. Материальная энергия состоит из трех гун материальной природы. Поэтому человек должен подняться по крайней мере на уровень гуны благости, прежде чем перед ним откроется путь к постижению Верховной Личности Бога.

Не достигнув уровня гуны благости, он останется во власти страсти и невежества, составляющих основу демонического образа жизни. Люди в гунах страсти и невежества с презрением относятся к священным писаниям, святым людям и высмеивают правильное понимание Верховной Личности Бога. Они пренебрегают указаниями духовного учителя и предписаниями шастр. Слушая о величии преданного служения, они тем не менее не проявляют к нему никакого интереса. Поэтому они изобретают собственные пути духовного развития. (О.И.: секты)

Таковы некоторые изъяны человеческого общества, которые ведут к усилению демонического начала. Однако тот, кто действует под руководством истинного духовного учителя, способного указать путь к духовному совершенству, в конце концов достигает цели жизни.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к шестнадцатой главе «Шримад-Бхагавад-Гиты», которая называется «Божественные и демонические натуры»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *