В Гите, Кришна обращается к Арджуне со словами:
«О, Арджуна! Только с помощью верности и преданности ты можешь познать Меня, можешь увидеть Меня таким, каков Я есть в действительности, и со временем сможешь раствориться во Мне, став единым со Мной.»
Кришна дает Арджуне видение Своей космической формы, обозначая три стадии, которым надо следовать, чтобы достигнуть цели — самореализации, самоосознания:
1. знать, что Господь здесь
2. непосредственно увидеть Его
3. слиться с Ним
Если вы ищете освобождения, вы должны пройти эти три ступени.
Знайте, что Бог находится здесь, и вы можете непосредственно испытать Его присутствие.
На первой ступени с помощью Священного Писания или учителя вы познаете, что Бог действительно существует. Но просто знать эту истину еще не принесет вам безграничной радости. Вы узнаете, что Бог находится здесь, но вы также думаете, что вы находитесь отдельно от Бога. Это предполагает принцип Двайты или двойственности (3-х мерность, в которой мы существуем, двойственна : это тепло и холодно, высоко и низко, это любовь и ненависть). Двайта может послужить основой для последующих шагов на пути, но сама по себе она не принесет полного и длительного удовлетворения. Все хорошее когда-то заканчивается.
Постепенно в вас развивается желание получить Даршан Господа — получить прямой личный контакт и узреть Господа. Как добиться того, чтобы таким путем увидеть Господа? Просто желать этого еще не значит, что это произойдет. Вы должны изнывать от жажды и тоски увидеть Его; вы должны постоянно стремиться увидеть Господа. О какой бы форме или аспекте Бога вы ни узнали благодаря чтению или рассказам, теперь вам надо очень хотеть увидеть Его, чтобы непосредственно испытать Его присутствие. Если ваше желание искренно, то через некоторое время Господь предстанет перед вами сугубо личным путем и даст вам то Божественное видение, которого вы так искали.
Вот небольшой рассказ, иллюстрирующий терпение и веру одного бедного мальчика-пастушка и его горячее стремление увидеть Бога.
Однажды в деревню, где жил этот мальчик, пришел проповедник , чтобы выступить с духовными речами. Однажды вечером он, будучи преданным Господа Вишну, рассказывал о том, как выглядит Господь Вишну, описывая так образ Господа: у Него темная кожа, белая помета на лбу, и Он на белом орле. Проповедник также объяснил, что Господь Вишну всегда готов придти на помощь тем, кто ищет в Нем защиту, и что Он с радостью принимает все, что предлагается Ему с полной верой.
Он сказал также, что Бог очень любит музыку, и что Его можно завоевать, посылая Ему молитвы в песнях, которые с благоговением идут от сердца.
Обычно мальчик-пастушок носил с собой пищу, чтобы поесть днем. Он начал каждый день со всей искренностью и преданностью предлагать эту пищу Богу, молясь, чтобы Господь отведал ее.
Так мальчик молился Господу целую неделю. Он ни разу не коснулся пищи, потому что Господь не разделил ее с ним. К концу недели он очень ослабел. Кроме физической слабости, он страдал также от сильных мук, потому что думал, что пел неправильно и поэтому не было ответа от Господа. Он был уверен, что Господь не трогал его пищу из-за несовершенства его пения. Поэтому с решимостью и преданностью он продолжал свои песнопения, считая, что в конце концов он безусловно завоюет Благодать Господа.
Пастушок все пел и пел, прося Господа снизойти и удовлетворить Свой голод, приняв пищу мальчика, удовлетворить жажду, приняв воду, которую мальчик предлагал Ему с таким горячим желанием. Когда в чувствах, мелодии и словах песни появилась совершенная гармония, Господь снизошел. Он явился перед пастушком как мальчик-брахмин и сказал:
«Я Господь Нараяна. Ты молился, чтобы увидеть меня, и Я сошел, чтобы дать тебе Даршан»
Пастушок спросил:
«Но Ты не выглядишь так, как описывали Господа: темный цвет лица, с белой пометой на лбу и на белом орле.. О, если Ты — Благословенный Господь, пожалуйста, разреши мои сомнения и позволь мне увидеть Тебя в Твоей истинной форме.»
Господь ответил: у Бога нет какой-то определенной формы; у Него тысячи глаз, тысячи ушей, тысячи рук и тысячи ног. Однако для того, чтобы угодить своим преданным, которые жаждут увидеть Его, и доставить им удовольствие, Он принимает тот образ, о котором Его искренно молят. Чтобы обрадовать пастушка, Господь принял сияющий образ Вишну и отведал пищу и воду, предложенные Ему мальчиком с такой любовью.
Это и есть 2 стадия духовного пути, когда человек горит желанием получить видение Господа. Даже когда такое видение приходит, все равно это не есть истинный образ Бога, а образ, избранный лишь благодаря молитве преданного. Бог любит искренние, чистосердечные чувства, и поэтому в соответствии с чувствами своего преданного Он дает Даршан в том образе, который преданному милее всего.
Просто увидеть или услышать Бога – это не может удовлетворить преданного, он жаждет полного слияния с Ним, только тогда он достигнет бесконечного блаженства. В случае с мальчиком Господь дал дарщан и исчез. А мальчик начал задавать вопросы, мечтая лишь о том, как достичь Господа и слиться с ним.
Это 3-я стадия духовного пути, качественный. Не-дуализм. Чтобы достичь 3-й стадии, надо пойти дальше, за пределы двойственности. Эта ступень связана с глубоким стремлением увидеть и испытать Бога. Как можно получить Видение Его? Рисуя Его в своем сердце в том образе, в котором вам Его описывали, а затем постоянно думать и созерцать этот образ. Что бы вы не делали, не думали, не говорили, не видели или слышали, вы должны стать едины с этим образом, который нарисовали себе.
Форма Бога становится мыслеформой в вашем разуме. Она должна наполняться чувством преданности, которое со временем будет углубляться и расти, пока не наступит день, когда вы получите настоящее Видение Господа.
Т.е, сначала думают о Боге, потом чувствуют и, наконец, непосредственно Его испытывают.
Другими словами, мыслеформа переходит в форму чувств, которая затем превращается в реальный опыт. Это вторая ступень пути – вы не только получаете личный даршан Господа, которого вы жаждали увидеть, вы получаете возможность разговаривать с ним лицом к лицу. Теперь вы хотите слиться с Ним.
Вы думаете: «Я слышал о Нем. Я видел Его. Теперь я должен достигнуть Его и слиться с Ним».
Осознание того, что Я есть аспект, часть Господа, реализуется, когда видишь Его. До этого, когда вы были на первой стадии, и только слышали о Нем, или читали, вы осознали, что Он существует, но думали, чувствовали, что Он существует где-то отдельно от вас. Это и есть двойственность.
Но теперь вы двигаетесь к следующему пониманию: «Господь и я — едины»; это стадия полного не-дуализма. Здесь вы думаете:
«Либо я должен слиться с Ним, либо Он должен стать единым со мной. Тогда появится полное единение.»
Единение с Господом
Пока река находится далеко от океана, являющегося ее источником и целью, она сохраняет свое собственное название и свою индивидуальность. Но когда река сливается с океаном, она приобретает вкус океана, форму океана и принимает название океана. Если вы хотите стать едиными с Господом, вы должны почувствовать Господа, вы должны приобрести форму Господа, вы должны получить все качества Самого Господа. Только тогда вы сможете стать едиными с Ним. Вы должны почувствовать, что все качества Господа выражаются в вас.
«Широта взглядов Господа должна стать частью меня. Бескорыстные чувства, которые характеризуют Господа, должны стать частью меня. Безграничная Любовь Господа должна стать частью меня.»
Когда у вас появится это чувство, значит, вы достигли такого уровня, где «Я и Он — одно», и это будет полное единство. Вы должны постоянно сознательно стремиться к этому чувству; вы должны прикладывать все усилия, чтобы приобрести его. Тогда наступит тот день, когда вы достигнете реализации — самоосознания. Это конечная цель человеческой жизни.