Карма (неправильные поступки, чувства и дела) является главной причиной рождения на Земле. Цель человеческого существования заключается в поддержании дхармы.
Цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы жить в согласии с волей Бога.
Инициация в Гаятри-мантру (когда человек узнает, что существует такая мантра и начинаешь ее применять) дарует второе рождение.
Гаятри называют Матерью всех Вед, древних священных писаний. Она содержит в себе всю их сущность.
Одно из значений Гаятри – то, что она является мантрой, священной формулой, которая защищает или способствует развитию индивидуумов. Это молитва, развивающая интеллект (в отличие от ума, это 6-е будхиальное тело, состояние блаженства, развитие ясновидения, яснослышания).
Ее значение перекликается с известной христианской молитвой «Отче наш»: «Не введи нас во искушение».
В Гаятри-мантре воплощены все божественные силы, и этой мантры достаточно, чтобы защитить человека, поющего её.
За каждой мантрой стоит определенное божество — дэвата. Гаятри же обращена непосредственно к Ишваре (Богу) нашей Вселенной, которого называют Савитаром, чем и объясняется великая сила этой мантры.
Баба сказал: «Она имеет беспредельную силу, такую силу, которая является поистине восхитительной, потому что Солнце — ее главенствующее Божество». (Сатья Саи Вахини, с.184)
Ее надо повторять 3 раза в день: утром с 4 до 8 утра, в полдень и вечером с 16-ти до 20 – это время обладает саттвическими качествами. Если это время человек будет использовать для того, чтобы совершать богоугодные дела, молиться, помогать другим, общаться с духовными людьми, то он несомненно перейдет с человеческого уровня на божественный.
В Гаятри-мантре можно обнаружить три части. Мантра имеет все три элемента, которые участвуют в поклонении Богу — восхваление, медитацию и молитву.
Первые 9 слов или энергий отображают признаки Божественного:
«ОМ БХУР БХУВА СВАХА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЭВАСЬЯ»
«ДХИМАХИ» относится к медитации.
«ДХЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ» является молитвой к Богу о том, чтобы Он даровал нам все силы и способности.
Душа человека может иметь 4 названия: когда душа занята мыслями, ее называют манас (ум); она беспокойна, ее настроение меняется – читта (настроение); когда вы испытываете интерес, что-то пытаетесь понять, вы в состоянии буддхи (интеллект); когда она отождествляется с «моё» — она ахамкара (эгоизм). Буддхи или же интеллект озабочен единством, лежащим в основе разнообразия.
Гаятри-мантра – ведическая молитва об озарении интеллекта, священная мантра, демонстрирующая единство. Приняв это единство, мы можем постигнуть разнообразие.
Баба говорит, что глина всегда одинакова, хотя из нее можно изготовит сосуды различных форм и размеров. Золото одно, хотя золотые украшения могут быть различными. Атман, Божественное «Я» — один, хотя формы, в которых он пребывает, могут быть различны. Какого бы цвета ни была корова, молоко у нее всегда белое.
В мире нет ничего, что не имело бы формы и названия. Космос наполнен объектами, обладающими формой и названием. В то время, когда формы постоянно меняются, названия остаются неизменными (например, «человек» и его формы – ребенок, подросток, взрослый, старик). Узнав название предмета, мы сразу предмета, мы сразу можем понять, что он собой представляет. При большом скоплении людей нелегко найти человека, если нам просто описали его внешность, но, если его окликнуть по имени, он ответит. Аналогично, зная имя Божества, его облик можно легко представить.
Гаятри описывается как пятиликая. Каковы эти пять лиц?
Пять лиц Гаятри:
1) «Ом», Пранава — первое Лицо. Принцип Пранавы символизирует восемь различных форм богатства;
2) «Бхур Бхува Сваха» является вторым лицом.
3) «Тат Савитур Вареньям» является третьим лицом.
4) «Бхарго Дэвасья Дхимахи» является четвертым лицом.
5) «Дхи Йо ЙоНах Прачодаят» является пятым лицом.
Все эти пять аспектов Гаятри-мантры существуют внутри каждого из нас.
Эти 5 лиц – 5 пран, жизненных сил. Гаятри – защитница их в человеке. Она защищает того, кто повторяет ее. Она защищает тех, кто живет согласно Истине. Мы повторяем мантру, и она развивает нас в том аспекте, в котором мы несовершенны.
Повторяя эту мантру, мы можем достичь Божества.
Баба сказал, что сердце необходимо очищать произношением мантры трижды в день — на рассвете, в полдень и после заката. Кроме этого, Баба сказал, что Гаятри-мантру можно повторять всюду и в любое время, включая ночное время.
Также рекомендуется ее повторять перед едой и во время омовения кратное 3 число раз.
Это уменьшает вред неверных поступков, не происходит накопление кармических долгов, каждодневная карма искупается в течение дня.
На Земле нет лучшего очищающего средства, чем Гаятри. Она способна очистить карму, освободить от кармических долгов и грехов, избавить от колеса рождения и смерти.
Гаятри рассеивает мрак невежества, озаряет ум, углубляет интеллект и дает знание, мудрость и различение, пробуждает силу интуиции.
Постепенно, при регулярной практике и правильном произношении мантры, ум произносящего ее избавляется от всего наносного, нечистого, и человек может видеть истину без искажения, без наслоений сознания.
(По лекциям Саи Бабы в Бриндаване в 1983г)
Перевод Гаятри-мантры
ОМ — Парабрахман
БХУР — Бху лока — физический план. Тело, созданное из 5 элементов, составляющих Пракрити (природу).
«Пять элементов присутствуют во Вселенной: земля, вода, огонь, воздух и пространство. В этой последовательности каждый элемент обладает более тонкой природой, чем предыдущий. Веды провозглашают, что эти элементы стихий – проявление Божественного»/ Сатья Саи говорит, т.28, гл.32
(PS. Из лекции (О.И.):
Господь создал Небо, Небо наполнилось Воздухом, Воздух создал Огонь и Воду, Огонь и Вода преобразовали Землю, Земля дала все, что мы сегодня потребляем, за счет чего мы сегодня живем. Поэтому мы на 99% мы Божественны, мы состоим из 5 элементов Природы, созданной Господом. Господь рассыпался этими элементами – Он был Един, и стал Воздухом, Огнем, Водой и Землей и вошел в наше тело. Все наше тело – Его. И только 1% — это то, что собралось в мою индивидуальность. Поэтому, когда мы благодарим Бога за пищу, внутри нас она приобретает те качества, которые делают настройку, которая мне сегодня необходима).
БХУВА — Бхува лока — средний мир. Прана Шакти, позволяющая оживлять тело.
СВАХА — Сварга лока – небеса, земля Богов.
ТАТ — Параматма, Бог или Брахман (букв. «То»).
САВИТУР — То, из которого все это рождено.
ВАРЕНЬЯМ — Достойный поклонения, желанный.
БХАРГО — Сияние, Духовная Лучезарность, Свет, который дарит Мудрость.
ДЭВАСЬЯ — Божественная Реальность.
ДХИМАХИ — Мы медитируем.
ДХЙО — Буддхи, духовный разум.
ЙО — Который.
НАХ — Наш.
ПРАЧОДАЯТ — Просветит.
Смысл Гаятри мантры
ОМ, ОМ, ОМ
В самом Начале трижды произносится пранава-мантра «ОМ». Баба говорил:
«ОМ (пранава-мантра) – это Лук, Атма – Стрела, Парабрахман – мишень.
Садхака, подобно стрелку из лука, не должен попадать под влияние того, что волнует ум. Он должен постоянно видеть цель. Как внимание стрелка поглощается мишенью, так и садхака становится тем, на что медитирует». / «Прашнотхара вахини. Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Баба, стр.42-43
В первой строке Гаятри-мантры (Бхур Бхувах Суваха) выражено единство тела, ума и души.
Следующая строка (Тат Савитур Вареньям) означает: Ты, Всевышний Бог, из которого всё родилось, мы поклоняемся Тебе.
Третья строка (Бхарго девасья дхимахи) значит: Мы медитируем на Твою божественную реальность, которая есть Свет.
И последняя строка (Дхийо йонах прачодайат) значит: Пусть сияние Божественного рассеет мрак невежества.
/ Сатья Саи говорит, том XXVIII, глава 11. Близость к Богу
Послушать Гаятри-мантру в исполнении Саи Бабы можно тут:
Gayatri
Все три мира – у вас внутри
У человека имеются три состояния сознания: бодрствование, стадия сновидений и стадия глубокого сна. Все три состояния присущи каждому индивидууму. Три силы, управляющие этими состояниями – это вишва, тайджаса и праджна (материя, энергия, сознание).
Гаятри—мантра относится к этим трём силам (Бхур-Бхувах-Суваха).
Мы обычно считаем, что Бхулока – это мир, в котором мы живем, Бхуварлока – это сварга, или небесный мир, а Суварлока – высший мир. Это неправильно.
Все три мира находятся в нашем сердце, и нигде больше. Внешний мир, что мы видим – это мир материальный, состоящий из инертной материи.
Мир, который вы видите – это Бху, а сила, вызывающая движение – это бхуваха, или прана шакти (жизненная сила), которую иначе можно назвать вибрацией. Именно сила вибрации активизирует все части и органы тела.
Прана (жизненная сила) – это бхувах. Благодаря праджняне, находящейся внутри, жизненная сила способна вызывать вибрацию и активизировать все части тела. Источник праджны – сувуха (излучение).
Теперь ясно, что Бхур—Бхувах—Суваха соответствуют силам Излучения, Вибрации и Материализации.
Именно потому, что в человеке действуют эти три мощные силы, рождение в человеческом теле считается бесценным даром.
/ Сатья Саи говорит, том XXVIII, глава 11. Близость к Богу
«Для того, чтобы молитва (или мантра) освятила и преобразовала вашу жизнь, она должна быть произнесена» (О молитве и мантре. Шри Сатья Саи Баба)