По дороге к источнику …

Юрмала. Рига. Баня. Музеи. Пиво. Отдыхаем с Телевиновыми, 28 — 30 ноября 2014 года

«Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция.»
(с)»Ирония судьбы или с легким паром»

Не в конце декабря, а в конце ноября, но в остальном вполне про нас — мы традиционно отправляемся в баню. Ну и что, что до бани ехать около 360 километров и находится она в другой стране? Ничего. Ничего нас не останавливает, booking.com, как обычно позволяет сохранить несколько евро, предоставив мне скидку, и пара номеров в столь уже знакомой для нас гостинице ждут нашего приезда.

Освобождаем от работы пятницу, и выезжаем практически с утра, часов в 11, из Таллина в направлинии Риги. В этот раз решили ехать быстро, без остановок. Только в Пярну заскочили на Статойл, пописать размять ноги и выпить кофе-какао. Смотровую площадку у Салацгрива проскочили, только помахали ей руками. Если интересно, площадку и нас на ней можно увидеть тут, или тут, а также тут

Засветло в Юрмалу попасть не удалось. Во-первых, очень рано темнеет. И во-вторых, мы попали в Риге в пятничную пробку и довольно много времени потратили на то, чтобы пересечь Ригу практически через центр и перебраться на другую сторону Даугавы. Так что гулять к морю мы пошли уже в темноте. А с освещением в Юрмале полная жоп не очень хорошо, темновато в Юрмале. Ничего, в темноте под редкими фонарями пробрались на берег, к променаду. И согрелись горячим глинтвейном, которое предусмотрительно захватили с собой Вадим со Светой.

Вечером мы как следует поужинали и еще более как следует немножко выпили. Фотографий вечеринки не будет …

Утром примерно вот в таком виде — то есть очень радостные и в предвкушении, мы отправились в Ригу. Конечно, сначала позавтракали, но завтрак фотографировать не стали, потому что все было то же самое, что и в прошлые разы, меню у них не меняется.
Вот — это мы радуемся жизни … «А поутру они проснулись ..»

Билеты берем на электричку в 10.18, после нее перерыв почти полтора часа, может по этой причине на перроне — никого  — все уехали раньше. Но в электричке мест посидеть практически нет, народу едет много.

Первым делом в Риге идем выпить чаю-кофе. Причина проста — в гостинице кофе утром был просто отвратительный, так что нас мучает чувство острой неудовлетворенности. Двухэтажный деревянный домик-чайная «Апсара» на берегу канала — вот наша цель. Наверху можно поваляться на полу на специальных подушках, но нам это сейчас неинтересно. Располагаемся на первом этаже за столом. Место выбрали не очень удачное — из вентилятора дует, но пересаживаться лень, поэтому Вадим сидит с пальто на голове. Кофе, чай, пирожные и пипаркоки, вернее пипаркукисы (ведь мы в Латвии) превосходны. Кстати, мы все поняли, что никто не представляет, как по-русски называются эти самые пипаркоки-пипаркукисы (ну, кроме дословного «перечное печенье»), традиционные рождественские печенюшки, без вкуса и запаха которых мы не представляем предрождественское время, да и само рождество.

Света как раз в процессе поедания этого самого пипаркукиса.

Небольшая прогулка по Риге. Пытаемся найти Музей истории Риги и мореходства. Да-да, сегодня у нас — музейный день. Нет, понятное дело, мы приехали выпить в Ригу пива, но сначала у нас запланирована «духовная пища» — хотим посмотреть музей. Мы уже знаем, что Музей истории Риги и мореходства — самый старый музей в странах Балтии и один из старейших в Европе. Он основан в 70х годах 19 века то ли каким-то врачом, то ли на основании коллекции этого самого какого-то врача. Музей, как это следует из названия, состоит из двух частей — про Ригу и про мореплавание в Латвии.

Но до музея еще надо дойти …

Рождественский базар. Пока(?) очень и очень скучный, что есть странно для такого большого города. Наш (который в Таллине на Ратушной площади) повеселее и поболее будет. Пробуем всякую разную колбасу (например из страусов) и пьем глинтвейн. Глинтвейн откровенно слаб, и кроме апельсинки — никаких добавок. У нас, к примеру, кладут в стакан изюм, орешки, могут добавить корицу … да и сам напиток покрепче по градусам будет не так сильно разведен, более ароматный. Так что — приезжайте на Рождество в Таллин!

Неожиданно упираемся в вывеску художественного музея «Рижская Биржа» с рекламой экспозиции «Древний Египет. Янтарь Тутанхамона». Почему бы и нет? Заходим и берем полный билет — и на выставку, и в постоянную экспозицию. Неожиданно музей понравился очень даже. Египетская выставка, конечно же, рассчитана на любителей и знатоков, но вот все остальные залы … В музее фотографировать можно, но без вспышки. Освещение там, естественно, не очень сильное, поэтому мало что получилось, да я и фотографировал довольно мало — не путеводитель же по музеям Риги готовлю.

Тут есть Картинная галерея. Причем расположена она в роскошных залах Биржи, в которых раньше устраивались балы, играла музыка, накрывались столы. Залы и сечас смотрятся «боХато». Добавляют впечатлений и чудесные итальянские скульптуры.

Вид из окна тоже немалого стоит …

Вторая часть — Западная галерея. Тут располагаются фарфоровые изделия — предметы из большой коллекции западноевропейского фарфора 18-20 в.в

А на этот сервиз мы с Майей сразу «сделали стойку» — именно такие предметы мы видели совсем недавно — во время посещения музея Нобеля в Стокгольме. Уже потом, вернувшись из Риги домой, я нашел информацию от декабря 2012 года: «В Художественном музее на Домской площади Посольство Швеции в Латвии устроило вечер, посвященный Дню памяти Альфреда Нобеля (Nobeldagen) 10 декабря. Именно в этот день проходит ежегодное вручение Нобелевской премии в стокгольмской городской ратуше. Посол Швеции в Латвии г-н Матс Стаффанссон торжественно передал в дар музею один из комплектов сервиза, которыми сервируются столы для Нобелевского банкета.» Так что мы не ошиблись — это та самая посуда!

Следующая часть музея, очень маленькая — Серебряный кабинет. Немного предметов, но дорогих. Золото-серебро. Часть золотого фонда нового Латвийского государства, которые в 20х годах прошлого века были помещены в музей.

Музей располагается на нескольких этажах, можно передвигаться на лифте, а можно — по такой шикарной лестнице. Мы идем в последнюю часть музея — Галерею восточного искусства. Тут располагаются коллекции искусства Дальнего и Ближнего Востока.

Музей оставил отличное впечатление. С одной стороны — небольшой, все можно посмотреть менее, чем за полтора часа. И посмотрели много интересного, и не устали. Так что без колебаний идем в тот самый музей истории, тем более до него идти-то сотню метров.

Часть первая — нормальный истрический/краеведческий музей. По периодам: Древняя Рига — Рига в Ливонии — Рига в Польше и Швеции — Рига в Российской империи — Рига в Латвийской республике. Если коротко, все было интересно.

Это вроде как кресло шведского короля, взятое «в плен» во время Северной войны.

А это — вроде как сапог шведского короля Карла номер какой-то естественно, чей де еще, трофей той же самой войны.

Бокал Петра I, видимо походный — вон с каким футляром.

Все про экспонаты можно прочитать на русском языке, на входе лежат специальные папки с подробным описанием.

Общий вид зала, где располагается экспозиция времен Российской империи.

В этом музее тоже есть Кабинет серебра. Причем он побогаче будет, чем в Бирже, тут порядка 300 вещиц различного размера.

Вот это деревце почти метровой высоты сделано из чистейшего серебра и тянет почти на 40 кило — что то порядка 37 килограммов серебра высшей пробы, стоимостью в полмиллиона.

А это — залы истории Риги с 1918 года.

Ну, и последняя часть музея — история мореходства. Много разных моделек разных плавучих средств.

Мы заслужили. Мы продержались. Мы выполнили план по культуре — и теперь нам с Вадимом можно спокойно выпить пива. У нас в Риге есть одно любимое место, где отлично готовят острые закуски к пиву — и из гадов морских, и из куриц. А пиво в Риге всегда отличное. Между прочим, вот эти кружки, полные восхитительного нефильтрованного пива в баре в самом центре Риги стоят по 2 евро!

Света тоже взяла какое-то темное пиво, а Майе сначала выпила обычного глинтвейна, а потом (в то время, когда мы повторяли по пивку) — наслаждалась горячим коктейлем на основе черного рижского бальзама и смородинового сока.

Это — кальмар колечками и там еще мидии есть.

А это — острые куриные крылышки.

Майе взяла рыбу. Рулетики из камбалы на пару. Я попробовал — мне не понравилось, как-то безвкусно было.

Света и Вадим взяли мясо с картошкой в разных соусах, с боровиками и прочее, прочее, прочее. Понравилось.

Я взял баранину с овощами в горшочке. Вкусно.

После «перекусона» идем на вокзал, по темнеющему городу мимо освещенных витрин.

Вечером — баня, бассейн, бутылочка вина … Отдыхаем, короче.

Утром завтракаем, много завтракаем. Про запас завтракаем. Я очищаю от грязи фары и эмблему машинки — и в путь. Пора домой, в 17 часов по телевизору биатлон, хочу успеть.

На границе Латвия-Эстония останавливаемся. Ну там отдохнуть, размять ноги, сходить куда надо сходить … А также выпить кофе и съесть желе со взбитыми сливками — в прошлый раз мы ели, и нам очень понравилось. Будем вводить новую традицию — есть желе на границе.

В Эстонии оказалась отличная погода. Дорога отличная, машин мало, доехали быстро.